Е  Ф  И  Н  Г  А Р


 ·  О сайте
 ·  История колонии
 ·  Список жертв геноцида
 ·  Список фронтовиков
    Ефингарцы
 ·  Часть 1
 ·  Часть 2
 ·  Часть 3
 ·  Пишите нам!


Эвакуация

Таня Коршова    Фашисты быстро приближались к колонии. Мне было тогда 17 лет, я жила в Николаеве и вернулась в колонию в конце июля. В первых числах августа из Баштанского райкома партии поступило указание эвакуировать колхозный скот. Мой отец Коршов Иосиф Давидович, работавший тогда директором животноводческой фермы, был назначен ответственным за эвакуацию скота. Сутки мы готовились к отъезду. Сборы были тяжелыми, так как моя мать Клара Иссаковна ехать не хотела, и отцу пришлось приложить немало усилий, чтобы уговорить ее. Все самое необходимое уложили на повозку. Остальное сложили на чердаке. Все хозяйство оставили под присмотр местной немки, подружки матери Кате Тыль. 5 августа 1941 г. мы простились с родственниками и друзьями и вышли из Ефингара.

   С нами было примерно 20 погонщиков и доярок. Мы должны были перегнать стадо в 200 голов к Днепру, переправить через реку и сдать его районному уполномоченному. В эти тяжелые дни никто не обратил внимание на то, что среди погонщиков не было ни одного еврея. В основном это были немцы из нашей колонии. Почему нам дали такое сопровождение не могу понять по сегодняшний день. Может потому, что ферма находилась в немецком районе колонии и там преимущественно работали немцы. Может потому что евреи-мужчины находились на фронте, а немцев не мобилизовывали. Может были другие причины, о которых я не знаю. Но ясно одно, что была упущена возможность спасения еще некоторого количества еврейских семей.

   Путь наш несмотря на относительно небольшое расстояние до Днепра был долог. По дорогам шли беженцы вперемежку с отступающими воинскими частями. Люди, техника, телеги, скот медленно двигались на восток. Немецкая авиация бомбила и обстреливала дороги из пулеметов. Обезумевшие животные разбегались. Требовались большие усилия, чтобы собрать распуганных коров и идти дальше. Иногда удавалось послушать радио. Передавали плохие новости: о сдаче городов и населенных пунктов. Настроение у всех было тревожным. С каждым днем погонщиков становилось все меньше. Они бросали стадо и возвращались домой. Наш ветеринар Яхник говорил отцу: "Посмотри вокруг. Война проиграна. Надо все бросить и возвращаться". На следующий день исчез и Яхник (после войны он был осужден за пособничество оккупантам на 10 лет). По дороге встречали наших соседей - новополтавских и добренских евреев. Они возвращались домой, потеряв надежду переправиться через Днепр.

   Мы продолжали двигаться к Днепру и наконец прибыли к переправе у Берислава. Отец бросился искать районное начальство. В это время исчезли последние погонщики. Отцу повезло, он нашел ответственных за эвакуацию районного скота Исаева и Матвеева. Стали ждать очереди на переправу. Паника усиливалась. Говорили, что вот-вот откроют шлюзы. и все затопят. После долгого ожидания пришла наша очередь. Переправлялись на пароме, лодках и вплавь. Потом опять возвращались и переправляли следующую партию. Наконец переправили все стадо. Только теперь отец получил справку о сдаче скота и мы были свободны.

   Мы уже готовились к отъезду, когда проходивший вдалеке мужчина показался мне очень знакомым. Я слезла с подводы и побежала к нему. Это был Хаим Геллер муж тети Ривы (сестра матери). Он повел нас к своей телеге. На ней лежала больная тетя. Рядом сидела их маленькая дочь Софа. Дядя забрал тетю из больницы сразу после операции и они успели выехать из Николаева. Встреча была недолгой. Все спешили. Они направились в Башкирию. Дядю Хаима мобилизовали по дороге. Он погиб в конце войны под Кенигсбергом. Мы направились к Сталинграду. Впереди был долгий путь. Затем Сталинградская битва и работа во фронтовом госпитале в должности санитарки.

   Пасик (Коршова) Таня
   1 ноября 2003 г.


Кригер Арн-Шмуль

Кригер Арн-Шмуль    Мой дед Кригер Арн-Шмуль Бере-Лейбович родился приблизительно 1890-1891 гг.
   В 1911 г. был призван в Российскую царскую армию. Служил рядовым фельдъегерской службы.
   Участник Первой Мировой войны. За мужество и героизм был награжден медалью. В одном из боев был тяжело ранен. Пуля попала в голову и находилась там всю оставшуюся жизнь. В результате ранения у него парализовало правую руку и ногу и он был комиссован из армии. Позже болезнь немного отступила и он смог самостоятельно передвигаться.

   После фронта Арн-Шмуль вернулся в Ефингар и работал звонарем колонии. Когда нужно было оповещать жителей колонии о важных событиях, он ходил по улицам, звонил в колокольчик и собирал людей на различные мероприятия. Позже Арн Шмуль с семьей из Ефингара переехал в Николаев.

   У Арн-Шмуля была жена Бэйла-Малка и четверо детей: Рива, Рая, Ида и Лейбл(Лева). Когда немцы подходили к Николаеву, Бейла-Малка с детьми Раей, Идой и Левой уехали в эвакуацию в Чкаловск. Арн-Шмуль к этому времени был болен и не мог ехать. Была надежда, что немцы не будут трогать евреев и было принято решение ехать в эвакуацию без Арн-Шмуля. С ним осталась дочь Рива. Арн-Шмуль и Рива были расстреляны в 1941 г. фашистами в Николаеве.

   Аркадий Кригер
   15 ноября 2003 г.
   lkriger@ort.org.il


Семья Пищиц

   Мои дедушка и бабушка Пищиц Гилель и Шпринца родились в Ефингаре соответственно в 1870 г. и 1872 г. В их семье было три сына:
   1. Мойше-Арн Гилелевич 1892 г. рождения. Погиб на Первой Мировой войне.
   2. Шоель Гилелевич (1896 - 1988) его жена Ента (1896-1969)
Их дочери: Фрида (1920 -1969) участница ВОВ, Люба (по мужу Дизенфельд) (1926) и Фаина (по мужу Вишняк) (1937) проживают в Израиле. В годы войны семья эвакуировались в Казахстан. В 1942-1943 гг. отец и Люба были в трудовой армии. Работали на рыбхозкомбинате в г. Аральске. В июне 1944 г. вернулись в Ефингар.
   3 Пищиц Анцель Гилелевич 1899 г. рождения. Его жена Двойра Матвеевна. Анцель был мобилизован и погиб на Великой Отечественной войне.
Их дочери Ида ( по мужу Гезель ) (1924) проживает в Израиле и Этя (по мужу Кроль) (1925) живет в США.

   Вишняк (Пищиц) Фаина
   1 ноября 2003 г.


Фрида Пищиц

Фрида Пищиц    Моя сестра Пищиц (по мужу Спивак) Хая-Фрейда(Фрида) Шойликовна родилась в 1920 г. в Ефингаре. В 1937 г. закончила еврейскую школу-семилетку и уехала в г. Николаев. Там она поступила в медицинский техникум и закончила его в 1940 г. После этого работала медсетрой в детском саду. К этому времени мне исполнилось 15 лет и я тоже жила в Николаеве.

   22 июня 1941 г. в 5 часов утра к нам постучали и сказали, что ей нужно срочно явиться на призывной пункт. Фрида быстро собралась и ушла. В 9 часов утра я пришла в клуб кустарей по улице Католической, в котором находился призывной пункт, но никого уже там не застала. Началась война. Мы эвакуировались в Казахстан. Там начали поиски Фриды и получили извещение, что она пропала без вести.

   Фрида была на фронте с первых дней войны. Под Полтавой ее часть попала в окружение и Фрида оказалась в плену. Она познакомилась с местными жителями, которые жили недалеко от лагеря. Они принесли ей и еще одной украинской девушке одежду и им удалось бежать. Фрида с подружкой направились пешком в Ефингар. Пришли туда 12 сентября 1941 г. Их увидели наши соседи и рассказали, что два дня назад ее родителей и всех родственников расстреляли фашисты и им надо немедленно уходить. Они ушли. Долго скитались по селам. Документов не было. Говорили, что они из детского дома. Естественно, фамилию и имя Фрида поменяла. Один раз их пытались угнать в Германию, но удалось убежать. В 1942 г. они остановились в селе Белоусовка Вознесенского района Николаевской области. Здесь Фрида вышла замуж и дождалась освобождения села Советской Армией.

   После эвакуации мы вернулись в Ефингар. Фрида нас не искала, считая погибшими, а мы с мамой часто ездили в Николаев в надежде что-то узнать о Фриде и встретиться с родственниками, вернувшимися из эвакуации. В мае 1945 г. мы очередной раз приехали в Николаев и зашли на колхозный рынок. Проходя между рядами, мы услышали крик "Мама, мама...". Это была наша Фрида. Невозможно описать эту встречу. Но это была уже не та красивая девушка, которая ушла на войну 22 июня. Война искалечила ее жизнь. Военные годы оставили на Фриде страшный отпечаток, ей было только 25 лет. Она родила троих дочерей. Две живут в Николаеве, одна - в Испании. Все годы она сильно болела. Фрида умерла 1969 г., ей было 49 лет. Светлая память о Фриде и боль утраты навсегда останутся в наших сердцах.

   Дизенфельд (Пищиц) Люба
   1 ноября 2003 г.
   На довоенной фотографии Фрида с дедушкой Гилелем


Семья Шаи и Малки Кроль

   Мой отец - Шая Кроль родился в 1891 г. в колонии Ефингар в семье колониста Вульфа Кроль.
   Мать - Малка Кроль (Фридман) родилась в 1892 г. в селе Щербани Вознесенского р-на Николаевской обл. (тогда Херсонской губернии).
   Дед Вульф (Велвл) умер, когда отцу было 11 лет. К этому времени отец был обучен сапожному ремеслу и заботы по содержанию большой семьи легли на него. В те времена (до революции) ремесленники разъезжали по селам в поисках работы. Они нанимались к богатым крестьянам и шили их семьям обувь, одежду и т.п. Затем отец служил в царской армии и участвовал в Германской (Первой Мировой) войне, где получил ранение.

    В 1918 г. отец работал в селе Щербани Вознесенского р-на Николаевской обл. (тогда Херсонской губернии). Там жили всего две еврейские семьи, остальные жители были в основном молдаване. В доме Цудика Фридмана отец познакомился с его дочерью Малкой и они поженились.
   Отцу было 28 лет. Шла Гражданская война, по селам разгуливали и свирепствовали по отношению к евреям всевозможные банды. Отец с матерью жили в колонии Ефингар с 1918 г. В семье было четверо детей: Шмуль-Ице (Миша), Двойра (Дора), Шабса (Александр), Нухем (Наум). С нами жили: бабушка Рухл и тётя (сестра отца) Хая-Сурка.

   Отец до революции земледелием не занимался. Коллективизацию принял с энтузиазмом и одним из первых вступил в колхоз. В колхозе выполнял разнообразные крестьянские работы: конюхом, на животноводческой ферме, сноповязальщиком на косарке и т.п. В 1938 г. поступил работать в сапожную артель колонии Ефингар. Дети оканчивали школу и по одному уезжали в г. Николаев для продолжения учебы. В 1940 г. отец с матерью тоже переехали в Николаев.

   Началась война, отец (невоеннообязанный по возрасту) добровольно ушёл на трудовой фронт, на рытьё окопов. 13 августа 1941г, потеряв связь с отцом, мы трое детей и мать эвакуировались. Старший брат Шмуль-Ице проходил срочную службу в армии под Ленинградом, где его застала война. Воевал на фронте.
   Много нам пришлось испытать в этот период. Первая остановка в Ростовской обл., Солеский р-н. Жили и работали в колхозе, когда немцы подошли к Ростову мы двинулись дальше: Сталинград, Самаркандская область Узбекистан.
   Отец, после взятия немцами Николаева, переправился на лодке через Днепро-Бугский лиман и ушел пешком в глубь страны, не имея о нас сведений. Вначале он работал в Калмыкии в колхозе, затем в Астрахани. С трудом мы нашли его и августе 1942 г. переехали к нему в Астрахань. После приближения фронта к Волге и Северному Кавказу мы снова продолжили эвакуацию. Теперь через Баку и Красноводск в г.Беговат Ташкентской обл., где мы работали на строительстве металлургического комбината. В 1943 г. я был призван в армию и до конца войны находился на фронте. Семья, до освобождения Николаева, жила и работала в г. Беговате. Когда в Марте 1944 г. освободили г. Николаев, семья вернулась домой. Я демобилизовался в 1947 г. и, также, вернулся в Николаев. После этого долгая мирная, трудная и счастливая жизнь членов семьи в городах Николаев, Северодвинск (Молотовск).

    Судьба членов семьи Кроль к 2004 г. сложилась следующим образом:
   1. Отец Шая Кроль умер, похоронен в Николаеве.
   2. Мать Малка Кроль (Фридман) умерла, похоронена в Николаеве.
   3. Шмуль-Ице (Миша) Кроль погиб на фронте.
   4. Двойра (Дора) Дубровская (Кроль) умерла, похоронена в Николаеве.
   Её муж, Рувим (Миша) Дубровский- умер, похоронен в г. Нешер Израиль.
   Их дети:
   - Борис с женой Еленой и внуком Александром;
   - Вячеслав с женой Ириной и внуками Антоном и Даном; живут в г. Нешер Израиль.
   5. Шабса (Александр) Кроль c женой Этей Кроль (Пищец), дочкой Светланой, внуками Сергеем и Ингой живут в г. Майами США.
   6. Нухем (Наум) Кроль с женой Белой Кроль (Каневской), дочкой Татьяной, внучками Еленой и Евгенией; сыном Владимиром и его женой Анной, внуками Игорем и Александром живут в г. Майами США.

   Шапса (Александр) Кроль
   9 августа 2004 г.
   г. Майами США


Последний выпуск 7-го класса Ефингарской неполной средней школы на языке идиш 1939 г.

    1. Бейлин Аврума
    2. Баркаган Дудл
    3. Ганькин Буся
    4. Гуревич Нюма
    5. Гручик Мерл
    6. Гильман Ида
    7. Дудинский Пиня
    8. Загорская Ита
    9. Загорская Соня
   10. Кроль Шабса
   11. Кригер Двося
   12. Корних Рива
   13. Немировский Лейзер
   14. Песин Буся
   15. Пищиц Ита
   16. Пятигорская Витя
   17. Райхельгаус Ита
   18. Райхельгаус Зельда
   19. Славина Рейзл
   20. Шульман Буся
   21. Шмулевич Ципа
   22. Фердман Сима

   Составил Шапса (Александр) Кроль
   9 августа 2004 г.
   г. Майами США


Воспоминания Гройсман Песи

   Я, Гройсман Песя, родилась в 1915 г. в Ефингаре. Мой отец Аба-Лейзер 1890 г. рождения учился в херсонской иешиве и после ее окончания вернулся в колонию. Он служил шамесом и кантором синагоги, которая находилась на нижней улице. Моя мама Гуревич Фрима Хаимовна родилась в Ефингаре. Учиться в начальную школу пошла в двенадцать лет. У Гуревичей была большая семья и в школу брали в первую очередь мальчиков. Однако учиться маме по настоящему не пришлось так, как учительница отправляла ее присматривать за своим ребенком. Мама практически самостоятельно научилась писать и читать на идиш. Она знала все молитвы и сидурим.

   В 1918 г. отец заболел тифом и умер. Мама осталась с тремя детьми. Хозяйство состояло из половины хаты, коровы и небольшого надела земли. Лошадей не было. Мать отдавала землю в аренду, а сама нанималась к другим хозяевам. В зимнее время пекла на продажу хлеб и булочки. С нами жил мамин отец, дедушка Хаим. Он ослеп и мы водили его по колонии. У дедушки Хаима было десять детей. Трое его сыновей где-то в 1908 г. выехали в Аргентину. Один из них Мойше-Ица работал там на стройке. Его жене в Аргентине не понравилось, она очень скучала и они вернулись в Ефингар. Два старших брата Гершл и Пейске остались в Аргентине.

   Шла Гражданская война. В районе свирепствовали банды. Когда они входили в колонию нас, детей, укладывали и перевязывали головы платками. Бандитам говорили, что все больны тифом и входить нельзя. Однажды все бежали к реке, прятаться в камыши. Мама не могла бежать со мною на руках. Меня держал какой-то мужчина, а я плакала, хотела к маме. Он закрывал мне рот рукой, чтобы мой плач не услышали бандиты.
   Один раз женщин с детьми отправили в соседнюю деревню, где мы жили в одной христианской семье. Женщины с маленькими детьми спали, а мы, которые по старше, - во дворе, в скирдах соломы.
   Однажды мама поехала в Николаев. Назад возвращались 13 человек. Это было зимой, ехали на санях. Их остановили бандиты. Всех сняли с саней, забрали все, что они везли. Мужчины упросили бандитов отпустить маму и одного старика. Остальных бандиты заставили снять одежду и обувь. Затем выстроили в ряд и хотели их расстрелять. Но люди сумели разбежаться в разные стороны и добрались до ближайших деревень. Вернулись они через неделю. У всех были обморожены ноги и руки. Мы дети бегали по колонии и собирали гусиный жир, чтобы лечить их.
   Еще один случай произошел с мамой, когда она с двумя племянниками отправились в Новополтавку на маслобойню. Недалеко от Новополтавки их перехватила банда. Забрали подводу и семечки. Маме и племянникам связали ноги и руки и выбросили их в балку на большом расстоянии друг от друга. Когда стемнело, они стали скатываться друг к другу. Общими усилиями им удалось развязаться и под утро добраться домой.

   После гражданской войны мама вступила в организованный в колонии Комитет незаможных селян (КНС). В 1924 г. мама и старшая сестра заболели воспалением мозга. Сестра умерла, а мама выжила, но стала плохо слышать. В 1927 г. мама вступила в ТОЗ (товарищество по совместной обработке земли) "Ройтер акер" (Красный крестьянин), а затем в 1929 г. - в колхоз имени "Десятерички КНС". Работала дояркой.

   Я училась в школе с 1924 по 1930 гг. По окончанию школы был выпускной вечер в клубе (бывшая синагога). На выпускном вечере мы выступили с большой программой. В стихотворной форме были даны характеристики всем нашим учителям и кружкам, в которых мы занимались. После окончания школы многие уезжали учиться и мало кто возвращался обратно.

   Мама с братом выехали из Ефингара в Николаев в 1932 г. Брат пошел учиться в ФЗО, а мама работала в артели кухаркой. Последний раз я была в колонии в 1938 г. Жила у дяди Лейбла и тети Гити (мамина сестра) Рабинских. Их сын Толя учился в Одессе, женился и потом жил в Ленинграде. Его жена Соня с дочкой Галей 1936 г. рождения приехали к Рабинским перед войной. Выехать не смогли. Была попытка эвакуироваться. Люди на подводах выехали из Ефингара, но их встретил председатель сельсовета и сказал, что немцев отогнали и надо возвращаться обратно. Многие поверили и вернулись. Ночью приехали из военкомата, забрали всех лошадей и мужчин. Все, кто остался, были расстреляны 10 сентября 1941 г. В том числе наши ближайшие родственники: Соня с дочкой Галей, дядя и тетя Рабинские, их дочка Песеле (1916 г. рождения) с двухнедельной дочкой Белочкой, их сын Хаимке (1928 г. рождения).

П. Гройсман с друзьями

П. Гройсман с друзьями. 1931 г.

Cлева направо. Сидят: Мося Пташный (его отца-активиста белогвардейцы убили на пороге дома), Песя Гройсман, Янкель Акоськин. Стоят: Этя Волынская (под руководством ее сестры у них дома собирались сионисты), Обритко (не ефингарец), Маша Левина.

Обратная сторона фотографии Обратная сторона фотографии
3/IV-31 Одесса
   На память моей маме и брату о первом годе отъезда из дома, о первом годе учебы на первом курсе Одесского еврейского машиностроительного техникума. Студенты, будущие техники-строители социализма (перевод с идиш).





   2004 г.



М. Светлица с друзьями
Слева направо: завхоз Гардман, председатель колхоза Матвей Светлица. Второй справа - Клонер.
Фотографию прислала Римма Авраменко (Володарская), внучка М.М. Светлицы.
25 ноября 2005 г.

О ЕВРЕЙСКОЙ ДЕРЕВНЕ ЕФИНГАРЬ

   История европейского еврейства времен Второй мировой войны знает о многочисленных случаях полного уничтожения многих еврейских общин в крупнейших городах Европы и СССР. На огромных просторах этого континента имеются тысячи известных и неизвестных братских могил евреев, замученных немецкими фашистами и их прислужниками из оккупированных стран. О многих из них знают в Израиле и во всем мире. Но мало кто знает и трагедии маленькой еврейской деревни на Украине, в Николаевской области, которая до 1941 г. носила красивое ивритское название Ефингарь (красивая река).

   Эта деревня была основана еще в XVIII веке [1], когда по распоряжению Царицы Екатерины II были созданы на Украине еврейские колонии. Туда переселяли евреев из Литвы.

   Почти два века трудились здесь крестьяне-евреи. К 1941 г. в деревне был богатый еврейский колхоз, один из лучших в Баштанском районе Николаевской области.

   В начале войны почти все мужское население было мобилизовано в армию. В деревне остались лишь старики и женщины. За пару дней до прихода немцев были мобилизованы подростки и все транспортные средства. Никто не подумал, что в первую очередь надо было эвакуировать население села, е не оставлять его на расправу немцам и их холуям.

   Это было 10 сентября 1941 г. В этот день немцы и их помощники - жители из прилегающих украинских и немецких сел вывели всех жителей деревни - 521 человек и в трех километрах от деревни у песчаного карьера, расстреляли всех до единого, На месте расстрела их и закопали.

   В России я часто слышал такие названия, как Лидица (Чехословакия), Орадур (Франция). Там сейчас стоят красивые монументы, памятники, увековечивающие память о погибших. Но ни разу никто не говорил о деревне Ефингарь. Когда-то эта деревня насчитывала примерно 1000 человек еврейского населения. Были еврейские школы, синагоги, клубы. Что же сейчас в Ефингаре?

   После войны, когда вернулись с фронта уцелевшие мужья, сыновья и братья погибших, они стали добиваться разрешения перенести остатки жертв в деревню и поставить им памятник. Но не так просто было это осуществить. Всюду на их просьбы следовали отказы. И только благодаря настойчивости некоторых, которые обратились непосредственно в Верховный Совет СССР (несмотря на угрозы начальства), разрешение было получено. Бывшие жители деревни стали готовиться к перенесению останков. Они закупили лопаты, мешки, щиты. Они думали, что найдут одни истлевшие кости. Когда же начали вскрывать место захоронения убитых, они обнаружили, что все тела совсем не тронуты тлением и все убитые лежали как живые.

   Были вызваны все родственники, проживающие поблизости, которые сумели попрощаться с покойными. Погибших похоронили в деревне, где им поставили скромный памятник - небольшой обелиск с надписью: Здесь покоятся 521 жертва немецко-фашистских захватчиков, убитых 10 сентября 1941 г.

   До 1953 г. родственникам не разрешали устраивать митинги в память погибших. Разрешали лишь посещать это место небольшими группами. Как же иначе? Зачем беспокоить теперешних жителей - переселенцев с Западной Украины, отрывать их от работы. Разве евреи, пропитавшие потом и кровью эту землю стоят такого внимания? Наконец, после 1953 г. стали разрешать собираться на митинги в день их гибели - 10 сентября. Но теперь снова стали уговаривать посетителей не собираться 10 сентября, а устраивать всеобщий траурный митинг в день победы 9 мая. Причина та же: лишний раз не будоражить жителей села.

   Когда-то цветущая еврейская деревня теперь уже не называется Ефингарь, а Плюшевка, в честь освободителя деревни. Любопытно, кого он освободил - этот воин, павший в бою за это "населенный пункт" ? Не тех ли 521 мертвеца, погибших там?

   Я посетил эту деревню в 1967 г.: моя жена [2] родом оттуда. Я хотел увидеть признаки еврейской жизни в этой деревне. Но тщетно. Время и люди все уничтожили. Мы вышли за деревню, где когда-то было большое кладбище, на котором покоились много поколений еврейских крестьян. (Заметьте, не эксплуататоры трудового народа, крестьяне!). И что же? Чистое поле, пасутся коровы. Только еле заметные холмики напоминают, что здесь были могилы. И ни одного надгробного камня!

   Вот так разделались теперешние жители Плющевки с памятью о Ефингаре.

   После войны уцелевшие жители села не смогли жить там. И теперь они живут в основном в Николаеве.

   Вот вкратце история еврейской деревни с красивым именем Ефингарь.

   Шейнберг Эфраим
   Газета "Наша страна"   10 сентября 1974   Израиль

   Примечания:
   1. Колония была создана в начале XIX века, в годы правления императора Александра I.
   2. Дина Шейнберг (Песя-Дина Гуревич)